Операция «Анадырь». На пути к Карибскому кризису
Операция «Анадырь». На пути к Карибскому кризису Весной 1962 года советская разведка получает копии плана ядерного удара по СССР и перечень городов, которые станут целями для американских ракет. Другой источник сообщает, что на осень 62-го назначен удар по Кубе. Хрущёв взбешён. В мае он поручает Генштабу разработать план операции по переброске на остров Свободы ракет с ядерными боеголовками, способных заставить американцев образумиться. Они должны убрать ракеты из Турции и оставить в покое Кастро. Уже на стадии обсуждения операция была максимально засекречена. Архивы свидетельствуют о том, что протоколы заседаний писались от руки, в одном экземпляре. Причём писали их не секретари, а сами участники. Любопытно, что и договор с Кубой о размещении ракет и оказании военной помощи не был подписан в окончательной редакции, а лишь согласован в устной форме с приезжавшим в Москву Че Геварой. Споры были недолгими. Победила партийная дисциплина. 10 июня за проведение операции по переброске советских войск на Кубу проголосовали единогласно. Операция получила кодовое название «Анадырь». СССР удалось скрытно перебросить в 1962 году на Кубу крупное соединение войск — 40 тысяч солдат и офицеров. Кроме того, на Кубу привезли ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, подразделения бомбардировщиков, тактических и крылатых ракет, оснащённых атомными зарядами. По последующим прогнозам американских аналитиков, если бы Москва привела в действие эту военную машину, каждый третий житель США оказался бы в зоне возможного удара. Это была колоссальная, не имеющая аналогов работа, с которой блестяще справились военные, транспортники и контрразведчики. Практически весь советский гражданский флот был мобилизован на кубинское направление. 85 судов совершили за полгода 183 рейса из девяти советских портов от Мурманска до Николаева. Эти самые обычные торговые суда были совершенно не приспособлены для перевозки столь сложных грузов и тем более людей. Ракеты грузились в трюмы лесовозом, иногда в нарушение всех норм — наискосок. Людей везли в поистине адских условиях: в верхней части трюма обычного теплохода сооружались нары в два яруса, на которых перевозили личный состав. На судно поднимались ночью. На причалы люди зачастую даже не спускались — переходили из вагона в вагон, а затем из головного вагона на трап и прямиком в трюм. Там им предстояло провести 17 дней в страшной жаре и тесноте, с нехваткой воды и полноценной пищи, имея возможность подышать чистым воздухом лишь ночью, когда разрешалось выйти на палубу. Разведывательные самолёты НАТО вели наблюдение за сухогрузами чуть ли не с момента их выхода из порта. Но обобщить информацию и сделать из неё правильные выводы ЦРУ так и не сумело. Эфир — апрель 2015 года на «Россия 1» Автор — Ольга Дёмина Режиссёр-постановщик — Сергей Краус Режиссёр монтажа — Екатерина Кругликова Производство — Ассоциация «НАШЕ КИНО»
[Клиент]
Россия 1
[Год]
2015
Документальный фильм
[Сервисы]
Полный цикл кинопроизводства