В 2009 году РОО «Ассоциация «Наше кино» начала производство цикла документальных фильмов под общим названием «Кремлевская кухня». Цикл является продолжением раннее начатой нашей Ассоциацией Кремлевской темы. Сериал раскрывает тайны быта Кремлевской элиты нашей страны в Советский период. Из 17 документальных фильмов цикла Вы узнаете о том, где жили, как отдыхали, на чем ездили, как воспитывали своих детей, где одевали своих жен политические лидеры страны. А также о людях, о которых мы никогда не знали, которых не видели, но чье незримое присутствие давало возможность руководителям советского государства жить комфортно и безопасно.
Авторы цикла Ольга Демина и Дмитрий Воронцов, режиссер-постановщик Сергей Краус. Всего в цикле 17 серий. Эфир – ОАО «Телекомпания НТВ»
1. «Кушать подано».
Хронометраж 43 мин 06 сек. Эфир 13 сентября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Юлия Сатарова
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Культ еды существует в любом обществе. Особенно силен он был в Советском Союзе, хоть и звучит это весьма странно, ведь продукты приходилось «доставать». Выходя в магазин, советский человек попадал в положение первобытного охотника — иногда везло, но чаще удача отворачивалась от него и приходилось возвращаться с пустыми руками. При этом граждане 1/6 части суши верили, что руководство страны, укрывшись за стенами Кремля, роскошно пирует. Не догадывались они лишь о том, что реальность превосходила самые смелые фантазии…
В СССР существовала целая отрасль общепита, скрытая от посторонних глаз. Она была предназначена для проведения официальных мероприятий, приема иностранных гостей и обслуживания высших должностных лиц. Икра, семга и водочка, личные повара и проверка еды на яды, а также любимые блюда советских вождей — в фильме «Кушать подано» из цикла «Кремлевская кухня».
2. «Шофёр особого назначения».
Хронометраж 43 мин 17 сек. Эфир 20 сентября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Василий Соколов
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Кремль. Строгие зубчатые стены, за ними — правительственные кабинеты и кулуары — тайна за семью печатями. Только иногда гуляющая в Александровском саду публика может увидеть, как из отводной стрельницы Боровицких ворот выезжает колонна сияющих черных автомобилей. Так выглядело все это и при Сталине, и при Хрущеве, и много позже. Что же это за чудо-автомобили, которые беспрепятственно выносились из Кремля в большой мир и столь же легко возвращались обратно — за красные зубчатые стены святая святых сначала советского, а потом и российского правительства? И кто эти люди, уверенно сжимающие руль за бронированными стеклами правительственных лимузинов?
3. «ГУМ, секция №200».
Хронометраж 43 мин 55 сек. Эфир 27 сентября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Юлия Кусакина
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Дефицит — самое знаменитое и самое притягательное слово советской эпохи времен застоя. А кремлевские бонзы, их родственники и протеже могли все получить в одном месте — в ГУМе, в секции №200.
Кто одевал наших властителей и во что они одевались, у кого шили одежду их жены? Кремлевские дамы — от Арманд с ее дворянскими «штучками» к штанам с начесом времен позднего социализма.
4. «Дачники».
Хронометраж 43 мин 25 сек. Эфир 04 октября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Алесей Шамраев
Продюсер: Александр Эмир-Шах
В биографиях крупнейших фигур советского истории — Ленина, Сталина, Брежнева — есть одна общая черта — их жизни закончились на даче. Как бы парадоксально это ни звучало, но многие советские люди готовы были положить жизнь ради такой смерти! Если наличие казенного автомобиля с шофером было лишь первым признаком успеха, то наличие же дачи говорило об успехе глубоком и устойчивом. Это значило, что ценностью признавался сам человек, его самочувствие и душевный комфорт. Дача была воплощением успеха, объектом тайных мечтаний, поводом для коварных интриг, причиной множества трагедий и триумфов…
5. «Казенное здоровье».
Хронометраж 44 мин 00 сек. Эфир 11 октября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Андрей Плахотник
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Кремлевские пациенты: кто чем болел и как эти болезни влияли на политику партии. Кремлевские врачи: как попадали в 4-е управление и чем работа там отличалась от работы в обычной больнице и поликлинике?
6. «Охота пуще неволи».
Хронометраж 44 мин 00 сек. Эфир 18 октября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Андрей Плахотник
Продюсер: Александр Эмир-Шах
За одиннадцать лет своего правления Никита Сергеевич Хрущев сделал охоту неотъемлемым элементом кремлевского досуга. Через несколько лет после начала масштабных охот советское правительство в полном составе могло бы подписаться под утверждением Тургенева, что страстный охотник непременно является и отличным человеком. Меткий глаз и твердая рука стали считаться в Кремле престижными качествами…
7. «Дом на набережной».
Хронометраж 44 мин 11 сек. Эфир 25 октября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Алесей Шамраев
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Конец 20-х годов. Свернулся НЭП, стартовала первая пятилетка, комсомольцы рвутся на ударные стройки. Грандиозное строительство развернулось и под стенами Кремля, на улице Всехсвятской (ныне — улица Серафимовича): у поросшей бурьяном Берсеневской набережной Москвы-реки решено было возвести дом правительства. Никто и подумать не мог, что вскоре его будут называть ДОПР — дом предварительного заключения, что многие его жильцы будут расстреляны, а слова «Дом на набережной» будут еще долго звучать таинственно и страшно…
8. «От сумы и от тюрьмы…».
Хронометраж 44 мин 02 сек. Эфир 01 ноября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Юлия Кусакина
Продюсер: Александр Эмир-Шах
23 ноября 1917 года в России были упразднены сословия и гражданские чины. Теперь каждый энергичный и честолюбивый человек мог рассчитывать на головокружительную карьеру. В обществе появился механизм, который сегодня мы называем «социальным лифтом». Однако открывшийся путь к вершинам власти часто оказывался трудным и опасным. Многим высоко взлетевшим падать приходилось очень низко, и падать не одним: они увлекали за собой в пропасть родственников, друзей, знакомых и сослуживцев. Это было время, когда пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» была исключительно актуальна…
9. «Приказано убить».
Хронометраж 44 мин 17 сек. Эфир 08 ноября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: А. Попов, А. Смаглюк
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Красный командир корпуса Григорий Котовский и белый генерал Александр Кутепов, японский принц Фумитака Коноэ и шведский дипломат Рауль Валленберг, нарком СССР по военным и морским делам Михаил Фрунзе и казачий атаман Александр Дутов, Лев Троцкий и гауляйтер Белоруссии Вильгельм Кубе, руководитель еврейского антифашистского комитета Соломон Михоэлс и лидер украинских националистов Степан Бандера. У всех этих людей было не так много общего в жизни, но обстоятельства смерти навсегда объединили их. Все они были убиты…
10. «Культурная революция».
Хронометраж 44 мин 06 сек. Эфир 15 ноября 2009г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Юлия Кусакина
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Зимой 1923 года Владимир Ильич Ленин опубликовал статью «О кооперации», в которой утверждал: в России есть одна проблема — крестьяне не умеют выращивать хлеб и им торговать. В заключении он подвел итог: «кооперирование невозможно без целой культурной революции». Так, из соображений о торговле и сельском хозяйстве, возник этот причудливый термин, на долгие годы подчинивший себе искусство, науку, религию и общественную деятельность в России…
11. «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Хронометраж 44 мин 18 сек. Эфир 16 января 2010г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Андрей Плахотник
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Первый в России алмаз был найден на Урале в 1829 году. За последующие сто лет там было обнаружено еще около 250 кристаллов. С приходом к власти большевиков в стране был развернут целенаправленный поиск драгоценных камней. Поисковые партии отправились во все концы страны, но только в 30-е годы на Урале были открыты первые россыпные алмазные месторождения. Все, что было добыто там, а позднее и в Якутии, отправлялось в партийную казну…
12. «Секретная связь».
Хронометраж 44 мин 18 сек. Эфир 23 января 2010г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Андрей Плахотник, Юлия Кусакина
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Секретность была особой заботой не только в советском обществе. Плакаты XX века на всех языках призывали гражданское население «Не болтать!», а военных — «Строго хранить государственную тайну». Спецслужбы разных стран яростно соревновались, изобретая все новые средства как добычи информации, так и ее защиты. Появлялись «жучки», направленные микрофоны и сканеры звука, позволявшие подслушать, о чем один человек шепчет другому на ухо в наглухо закрытом помещении. Но в Советском Союзе все же имелись неприступные твердыни информационной безопасности — пункты правительственной связи. Из них можно было в голос обсуждать любые вопросы с собеседником, который находится на другом краю Земли, и этот разговор никто не мог подслушать…
13. «Телохранители».
Хронометраж 44 мин 04 сек. Эфир 30 января 2010г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Андрей Плахотник
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Впервые служба правительственной охраны как отдельное подразделение в составе вооруженных сил появилась в России в 1881 году. Собственную Его Императорского Величества охрану составляли Гвардейская рота, Его Императорского Величества конвой, дворцовая полицейская команда, железнодорожная инспекция и рота дворцовых гренадер. В 1917 году царская охрана была упразднена, а после покушения на Ленина в 1918 году большевики усиленно начали создавать уже свою, коммунистическую охранную службу. В этом виде 9-е управление КГБ просуществовало до тех пор, пока на карте мира существовало государство Советский Союз. И сколько бы ни переименовывалась охранная служба, это никак не сказывалось на сути работы ее сотрудников: охрана первых лиц государства всегда опиралась на старые традиции…
14. «Товарищ прислуга».
Хронометраж 44 мин 04 сек. Эфир 06 февраля 2010г
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Юлия Кусакина
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Благоговение советской пропаганды перед лидерами коммунистического движения выходило за рамки здравого смысла. И только обслуживающий персонал знал, что генеральные секретари в сущности такие же, как и все прочие люди: состоят из плоти и крови, имеют свои слабости и понятные каждому проблемы…
15. «Коммунальная жизнь».
Хронометраж 44 мин 15 сек. Эфир 13 февраля 2010г
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Алексей Смаглюк
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Длинный коридор, перечерченный веревками для сушки белья, заставленный кадушками, комодами и детскими велосипедами, а справа и слева — двери. Из-за одной слышен патефон, за другой плачет младенец, за третьей переругиваются супруги. На всех конфорках кухонной плиты в больших кастрюлях кипит варево. Время от времени между жильцами вспыхивают скандалы, и даже в периоды перемирия отзвуки былых кухонных баталий никому не дают расслабиться. Такой — полной звуков и запахов, мрачноватой и наэлектризованной — мы представляем себе коммунальную квартиру. А ведь обитатели Кремля тоже долгое время жили именно так — в коммуналках…
16. «Гохран»
Хронометраж 44 мин 23 сек. Эфир 20 февраля 2010г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Андрей Плахотник
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Деятельность Гохрана официально формулировалась так: формирование Государственного фонда драгоценных металлов и камней. Но только человек с очень богатым воображением может в полной мере представить, какая колоссальная это была структура. Ценности, имевшиеся в музеях, хранилищах, банках и в собственности у населения, — воистину неисчислимы. Все сокровища, которые только существовали на территории государства и накапливались в течение множества веков, были сосредоточены в одной организации, в одном хранилище — в Гохране…
17. «Элитные сироты»
Хронометраж 44 мин 10 сек. Эфир 06 марта 2010г.
Автор: Ольга Демина, Дмитрий Воронцов
Режиссер-постановщик: Сергей Краус
Режиссер: Юлия Кусакина
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Они появились на свет в начале 20-х годов прошлого века. Те из них, кто пошел в первый класс в одну из элитных школ в Обыденском, Старопименовском переулках или на Софийской набережной в Москве, жили в благополучном мире, в котором их незамысловатым детским желаниям не было отказа, где ребенка холили и лелеяли и мама с папой, и бабушка с дедушкой, и добрая нянечка, и кухарка, и консьержка в подъезде. Только потом мир вокруг них начал наполняться врагами. Врагами оказывались соседи, а иногда и папа вдруг тоже становился врагом народа, а окружающие меняли добрую улыбку на оскал ненависти и презрения. Так громкое имя репрессированного члена правительства становилось для ребенка клеймом…
Add your comment