«Мой ласковый и нежный зверь. Эмиль Лотяну». Хронометраж 44 мин 16 сек. Эфир ГТК «Телеканал «Россия»
Вечером 12 марта 20002 года кинорежиссера Эмиля Лотяну ждали во МХАТе им. Горького. Здесь он поставил спектакль “Три зерна сорной пшеницы”, и должен был состояться прогон. Но позвонили близкие режиссера и сообщили, что Лотяну серьезно заболел. Через неделю режиссера не стало.
Эмиль Лотяну появился в Москве в 60-е годы. В Молдавии он был уже известен как поэт, издал несколько сборников. Его имя хорошо было известно в кругах местной интеллигенции. О нем говорили, как о самом талантливом поэте Молдовы. Эмиля Лотяну, как о многих, тянуло в Москву. Но Москва принимала его тяжело. Когда он появился на “Мосфильме” в его сторону бросали злобные эпитеты, типа “выскочка”, “провинциал”, “молдавский огородник”, “лимита”, и одно из самых обидных “нацкадр”.
Если бы не нацкадр, то и во ВГИК бы не поступил, шептали злопыхатели. Он давал повод для таких замечаний: вел себя независимо, не вступая ни в какие группировки. Был вспыльчив и несдержан. На его кабинете на Мосфильме висела табличка “Не входи – убьет!” Он не обращал внимания, он хотел только одного: работать. И, наконец ему дали постановку. Тогдашний директор киностудии “Мосфильм” – Николай Сизов увидел в Эмиле талантливого человека. Сизову приходили жаловаться на Лотяну, наушничали, сплетничали. Мол, выброшенные деньги. Но успех фильма “Лаутары” Эмиля Лотяну заставил многих замолчать. А, когда вышел “Табор уходит в небо”, собравший немыслимое число наград и премий, Лотяну на некоторое время оставили в покое. 65 млн. зрителей – это был рекорд 1978 года! Больше только у “Калины красной”, собравшей 80 млн.!
После “Табора…” артисты распускали сплетни о его жестокости: “… гоняет на площадке, как рабов на плантации”, ” …ходит с плеткой, орет, бесится. Диктатор. Деспот!” Масла в огонь добавляла критика и коллеги. Как только не клеймили картину: “цыганщина”, “дурновкусие”, называли “босяцкой” лентой. Лотяну очень страдал! Но, он несмотря ни на что приступил к новой ленте.
“Мой ласковый и нежный зверь”. Этот фильм снова заставил заговорить о Лотяну! Везде и всюду слышался вальс Евгения Доги из фильма, который он, кстати, написал за одну ночь. Лотяну вечером ему приказал: “Напиши вальс. Утром запись, что хочешь делай, а чтобы вальс был!” Так появилась чудесная мелодия. Фильм получился. Это понимали все. Это был еще один успех.
У фильма “Мой ласковый и нежный зверь” была хорошая прокатная судьба. Это очень радовало администрацию Мосфильма, значит, государственные деньги не на ветер. Лотяну приводили в пример, как представителя национального кинематографа – молдавского, а в период дружбы народов это было очень важно. Эмиль Лотяну ездил на фестивали, продолжал снимать. Это был счастливый период его жизни. Фильм “Анна Павлова”, где его жена Галина Беляева , исполнительница главной роли в картине «Мой ласковый и нежный зверь», сыграла роль великой балерины, был, по сути, последний в звездной биографии великого маэстро. Картину обругала критика. Для этого, конечно, были основания. Галина не балерина, а просто танцовщица. На экране она выглядела неуклюжей, смешной, толстой и слишком далекой от настоящей Анны Павловой. На “Мосфильме” Эмиля просили. чтобы он снял другую актрису, но категорически настаивал:”Либо Галина, либо картину снимать не буду.” Ему уступили. И это был его крах. “Анна Павлова” провалилась в прокате. Исполнительницу главной роли – Галину Беляеву – окрестили “прыгающей табуреткой”. Давали понять, что таким образом, Лотяну пытается удержать молодую жену. Отчасти, это было справедливо, но Галина все-таки ушла от него. Лотяну остался один.
А тут наступили новые времена: перемены в политике, в экономике, все стали говорить о перестройке. Грянул знаменитый 5-й съезд кинематографистов. Лотяну в эти времена был ни с кем. Он был сам по себе. Надо было примкнуть к какому-то лагерю, а он был противником всяких группировок. В итоге остался без постановок. 18 лет он жил, перебиваясь случайными заработками. Писал сценарии в стол, писал стихи, которые никто не печатал . Накоплений и сбережений не было никаких: деньги он тратил тут же, когда получал. Он уезжал в Молдавию, но республика погрязла в политических разборках. Нужно было идти на баррикады, но он этого делать не умел. Был период жизни, когда на обед он зарабатывал … извозом. Правда, часто ломал машины, а поэтому деньги уходили на ремонт.
Он «сгорел» так же стремительно, как и все, что делал в жизни. Эмиль Лотяну – единственный советский кинорежиссер, получивший приз итальянской киноакадемии – Донателло. Этой чести были удостоены еще только два режиссера : Фрэнсис Коппола и Акира Коросава.
Автор: А. Костин
Режиссер:
Олеся Буряченко
Продюсер: Александр Эмир-Шах
Производство: “Ассоциация “Наше Кино”
Add your comment